Вадим Климов
Дисциплина и ассоциативное мышление
Live Journal |
Есть смысл отрицать нигилизм |
Киногруппа music.Нигил |
Журнал "Опустошитель"
[главная]
:литература
Мне снилось, что я перемещаюсь в метро, которое оказывается в
форме шара. Я выхожу на конечной станции, находящейся на поверхности шара,
осматриваюсь и не вижу ничего кроме гладкой искривленной поверхности. Перрон
уходит из-под ног. Я успеваю заскочить обратно в вагон, до того как закрываются
двери. Поезд уезжает. И видно, что поверхность шара удаляется. Пока совсем не
исчезает. А поезд уносится, и колеса стучат стучат все более омерзительно
стучат. Я проснулся, немного приподнялся на одном локте. Сколько же я спал?
За окном было все еще темно. Я включил лампу, которая осветила кровать и книжный
шкаф. В комнату зашел человек. Или нет, я сначала заснул. Он сказал: - Мне
кажется, вы очень много читаете. Я посмотрел на него. Небольшого роста, в
грязноватом костюме он закрыл за собой дверь, подошел к шкафу и вытащил наугад
книгу. - Да, очень много читаете. Я заметил. Я еще раз приподнялся на
локте. Еще раз - потому что до этого уже приподнимался. - А почему вас это
беспокоит? Человек оторвался от книги и взглянул на меня. Лампа освещала
только его ноги и туловище, поэтому я не смог разглядеть лицо. Мне показалось,
мужчина улыбался. Он спросил: - Вы пишите? Я не сразу понял. И он уточнил,
что имеет в виду художественную литературу. Я кивнул. Мужчина сделал шаг к
кровати, и лампа осветила его лицо - он, действительно, улыбался. Я обратил
на это внимание, потому что выражение лица человека контрастировало с движениями
тела. Но сейчас уже не смогу вспомнить, что я имел в виду. Мне показалось, на
шее у него был глубокий шрам. Как будто голову пытались отпилить раза три или
четыре. Я полностью поднялся и сел на подушку, когда мужчина оказался в шаге
от меня. Он тоже сел на кровать в своем грязноватом костюме, который оказался
коричневого цвета и наверно даже вельветовый. Мне захотелось потрогать ткань,
но, казалось, это будет неприлично. Хотя, он зашел сюда, сел на кровать, и это
тоже не совсем прилично. Поэтому я протянул руку и прикоснулся к рукаву
пиджака. Мужчина заулыбался, он все держал книгу. Поэтому положил ее на
кровать, потом взял меня за руку и притянул ее к лицу. Тыльной стороной ладони я
ощутил щетину на его щеках и подбородке. Он еще улыбался, я схватил его за
кожу и несильно ущипнул. Он сказал, что я так и не ответил. Я спросил, в чем
заключался вопрос. И мужчина напомнил: - Ты много читаешь, да? Я кивнул.
Он все еще удерживал мою руку у своего лица. - Ты ведь пишешь, да? Я снова
кивнул. Человек отпустил мою руку. Он опять улыбался, когда начал говорить: -
Ты очень мало пишешь. У тебя могут быть неприятности. Я спросил: - Какие
неприятности? - Ты много читаешь, да? - сказал он. Я посмотрел в его
лицо. - Вы по кругу пошли, наверно, да? Он не смутился, показал мне книгу,
которая так и лежала открытой на кровати. Пролистал ее, а потом я увидел, что
страницы в чем-то зеленом. Я удивился, мужчина заметил это и протянул мне
книгу. Я внимательно посмотрел, но так и не понял, откуда этот за зеленый
налет. Мужчина все улыбался. Он сказал: - Это книжный грибок. Он
распространяется по бумаге и пожирает книги. Твоей литературе конец. Я все
листал страницы, потом оторвался, поднял голову и посмотрел человеку в лицо,
потому что не мог понять, шутит он или нет. Я так ничего не понял и сказал: -
У меня нет никаких бумажных грибков. Только литературные клопы. Мужчина
спросил, что это такое. И я рассказал, что уже полгода пишу только благодаря
литературным клопам. Я показал ему несколько свежих укусов на коже и последний
рассказ, написанный под этим делом. Мужчина перестал улыбаться. Минут
пятнадцать он внимательно читал мой рассказ. Когда закончил, поднял на меня
глаза. И я увидел несколько крохотных слезинок в самых уголках. Я не сразу
догадался, что это слезинки, потому что они были очень маленькими и собрались
штук по семь у каждого глаза. Человек сказал: - Очень хороший рассказ. Но,
боюсь, недели через две его сожрет книжный грибок. Я сказал, что рассказ
лежит уже полторы недели, и никто его не пожирает. Тогда он показал кончики
страниц и на них тоже был тот зеленый налет. Потом мужчина встал с кровати,
отошел и поставил книгу обратно в шкаф. - Нужно хорошо убирать в комнате. Не
меньше двух раз в неделю. Я удивился, потому что вообще никогда не убирал в
комнате. Задумался и минуты через три сказал: - Если убирать. Вы, наверно,
надеетесь так избавиться от книжного грибка. Боюсь, уборка убьет литературных
клопов. И больше я не смогу писать. Он посмотрел на меня. Я понял это только
по движению головы, потому что человек снова стоял у шкафа, и лица не было
видно. - Это не важно, - сказал мужчина. - Скоро у тебя будут более серьезные
проблемы. Я как раз собирал листы с рассказом, раскладывая их в правильном
порядке. Поэтому пришлось отвлечься и подумать, о чем он говорит. Я только
сказал: - До вас никакого грибка не было. Он вышел из тени, чтобы было
видно лицо, и я не пялился на его штаны. Потому что заметил, штаны мокрые как
раз в области паха и немного ниже. И не смог сдержать улыбку. - Что с вашими
брюками? Мужчина посмотрел вниз, делая вид, что раньше не обращал внимания.
Он попытался изобразить удивление на лице, но я сказал, что не надо этого
делать, я итак все понял. И тогда он сказал: - Штаны тоже были сухими до
того, как я сюда пришел. Это о чем-нибудь говорит? Я не сразу понял мысль. И
сделал вид, что продолжаю собирать листы с рассказом. А когда все собрал, начал
проверять, действительно ли листы идут в правильном порядке. Потом мне
показалось, что несколько листов находятся не на своем месте. Я переложил их.
Хотя, на самом деле, все было правильно с самого начала. Потом я еще раз
проверил и переложил листы обратно. Я собирался снова проверять, когда мужчина
сел на кровать и взял меня за руку. - Достаточно, - сказал он. Я посмотрел
на него. Человек взял меня за руку. Я попытался вырваться, но он держал крепко.
А после этого стиснул еще сильнее. Я разжал пальцы, страницы упали одна на
другую, и я сказал: - Ну вот, опять нужно собирать. Мужчина отпустил мою
руку. - Давай, да, собирай. А я посмотрю, как все это сожрет книжный
грибок. Я оставил листы с рассказом в покое, потому что они упали один на
другой в правильном порядке, и ничего не нужно было перекладывать. Я догадался,
что мужчина это понимает. - Вы собираетесь остаться здесь на несколько
недель? - спросил я. Он снова заулыбался, но не стал отвечать. Я спросил
еще раз, повторив вопрос слово в слово. Он все улыбался, когда я увидел, как
из-под подушки вылез клоп и теперь ползет по простыне. Я показал на него
пальцем. Мужчина посмотрел, и лицо его начало отваливаться. А секунд через пять
вообще как-то отклеилось и сползло на простыню влажным от клея куском
ткани. Лицо все еще улыбалось, и литературный клоп заполз мужчине на нос,
аккуратно пристроился и начал высасывать кровь. А через две минуты я открыл
глаза разбуженный ненасытным насекомым. Оно ползало по моему левому плечу. Я
приподнялся на одном локте. В комнате было темно. Еще даже не наступило утро. На
улице шел снег, и я видел, как сверху падают большие серые комья - многократно
слипшиеся снежинки. Я закрыл глаза. Какое-то странное ощущение, хотя, на
самом деле, не такое уж странное, потому что и до этого оно часто возникало. Мне
показалось, в голове что-то вертится, но я никак не мог вспомнить. Наверно,
приснилось. Не открывая глаза, я опустился на подушку и лежал несколько
минут, пытаясь сосредоточиться. Что-то связанное с метро. Я был в поезде, потом
вышел и увидел, что метро в форме шара, а поезд ездит по тонким трубкам,
выходящим на искривленную поверхность. Я удивился, что во сне осознавал
шарообразность метро, не выходя из поезда. И все равно был шокирован, когда
оказался на перроне и увидел эту шарообразность своими глазами. Потом
показалось, что я проснулся, а на самом деле продолжал спать. Потому что
какой-то незнакомый мужчина зашел в комнату, смотрел книги и о чем-то со мной
разговаривал. Я все пытался вспомнить, о чем у нас был разговор, когда начало
светать. И я подошел к окну. Улица была засыпана свежим снегом, и никого из
людей не было видно. Я подумал, неплохо бы пройтись, пока все спят.
Посмотреть, что из этого получится. Сразу же оделся и вышел из квартиры. Сбежал
вниз по лестнице и оказался у подъезда. Потом ходил по асфальтированным
дорожкам. За ночь выпало много снега, но все равно было приятно ходить. Не знаю
даже почему. Все казалось спокойным, и я не встретил ни одного человека. Но
минут через двадцать начал понимать, что слишком легко оделся, и порывы ветра,
случающиеся все чаще, заставляли меня съеживаться. Я хотел было вернуться
домой, достал из кармана часы - последние полгода они лежали там, потому что я
потерял ремешок - и посмотрел время. Не знаю, зачем я это сделал, скорее всего,
неосознанно. Когда положил часы в карман, сразу услышал чей-то голос. Меня
спрашивали: - Сколько время? Я повернулся. Незнакомый мужчина чуть ниже
меня стоял метрах в пяти. В руках он держал несколько досок. Куртка была
расстегнута, и я увидел под ней грязноватый коричневый костюм, похоже
вельветовый. Я сказал время. Но пришлось еще раз достать часы из кармана,
потому что я уже успел забыть, что они показывали. Мужчина усмехнулся,
поблагодарил меня и ушел вместе с досками. Я вернулся домой, разделся и снова
лег на кровать. Минут пять лежал с закрытыми глазами, думая, зачем выходил на
улицу. И пытался вспомнить, какие мысли были у меня перед уходом. Я так
ничего и не вспомнил. Потом взял из шкафа книгу и открыл на случайной странице.
Там был клоп. Он медленно полз к краю, пытаясь скрыться. Я наклонил книгу,
потряс ею. И когда клоп упал на пол, раздавил его, взяв в руку тапок. Клоп
оказался крупным, но бескровным. Какие-то мысли пронеслись в голове. Что-то о
сегодняшнем сновидении. Но я не смог разобрать ни одну из них. Мне показалось,
какое-то значение имел клоп или клопы. Я снова раскрыл книгу и читал минут
десять. Но так и не смог сосредоточиться. И опять задумался о ночном
сновидении. За окном совсем рассвело, и было слышно, как дворники убирают
снег, скребя лопатами об асфальт. Это сбило меня на некоторое время. Но потом
снова удалось сконцентрироваться. Я отложил книгу, которую все держал в руке.
Закрыл глаза и лежал так минут десять, слушая скрежет лопат. Потом встал и
закрыл окно. Дворники - несколько женщин лет сорока или даже старше. Какой
силой они обладали, что так скребли лопатами об асфальт? Я наблюдал, как они
молча собирали снег, отшвыривая его с дороги. Но это быстро меня утомило. Я
отошел от окна и снова лег на кровать. Выключил лампу. Это ничего не изменило,
потому что дневной свет давно осветил всю комнату. Некоторое время я смотрел
на белое, еще немного серое, небо. Потом повернулся на бок, закрыл глаза и
незаметно уснул, пытаясь что-то вспомнить, сейчас уже не берусь сказать что
именно, наверно ночное сновидение. Какие-то люди ходили по комнате. Я
повернулся к ним, пытаясь понять, что они делают. Мужчины носили доски и
вставляли их в непонятную конструкцию, которая минут через пять оказалась
книжным шкафом. Работники собрали шкаф и вышли из комнаты. Все это время ими
руководил человек в коричневом костюме. Я вспомнил его, и подумал, это уже было.
Действительно, некоторое время все происходящее казалось уже когда-то
случившимся. Я спросил мужчину, где старый шкаф. Он показал мне на книги,
лежащие под подоконником, одна на другой в пять или шесть стопок, я не стал
уточнять. Хотел еще раз спросить, где мой старый шкаф, но мужчина поднялся со
стула, взял одну стопку с книгами и поднес к новому шкафу. Не обращая на меня
внимания, он стал расставлять книги по полкам. Я спросил: - Где мой старый
шкаф? Мужчина уже поставил все книги из первой стопки и пошел к окну за
следующими. Потом повернулся ко мне. Костюм был как будто еще грязнее, весь в
пыли и мелких стружках. Мужчина сказал: - А ты разве не видишь? Это и есть
твой шкаф. Я посмотрел ему в лицо, не зная, как к этому относиться. И он
добавил: - Мы разобрали его, пока ты спал. Сидели здесь. Было нечем заняться.
Я хотел раздать ребятам книги и раздал. Но они стали смеяться, я сам об этих
людях невысокого мнения. Они не хотели читать и посчитали меня идиотом. Тогда я
взял у них книги и сказал, что можно разобрать шкаф. Ребята согласились и минут
за десять разобрали его. Я старался, чтобы они не шумели. Но ты все равно начал
просыпаться, и я сказал, чтобы они собрали его обратно. Они не хотели, и мне
даже пришлось подраться с одним, потом еще с одним. Мы дрались вот здесь, перед
окном. Я старался особо не шуметь и постоянно смотрел, не просыпаешься ли ты.
Потом ребята прониклись ко мне уважением и все-таки собрали шкаф. А я сложил
книги в несколько стопок. Потому что, пока мы валялись на полу, постоянно
задевали их ногами, и они были разбросаны по всей комнате. Вот. Это твой
шкаф. Я выслушал все, что сказал мужчина. Мне показалось это неубедительным,
и я попросил повторить с самого начала. Он уже расставил почти все книги, потому
что рассказывал, не переставая заниматься делом, но очень медленно
говорил. Мужчина поставил последнюю книгу, повернулся ко мне и спросил: -
Что тебе показалось странным? Я сказал: - Все. Он засмеялся, провел
рукой по корешкам книг, задвигая их внутрь. - Я думал о твоей проблеме, -
сказал он. Я спросил, о какой еще проблеме. - О книжном грибке. Ты
помнишь, да? Мы уже говорили об этом. Скоро твоей литературе конец. Но ты не
хочешь убираться в комнате, потому что боишься спугнуть каких-то там клопов,
помогающих тебе писать. Я сказал, что клопы не помогают мне писать. Без них я
вообще не смогу этого делать. И мужчина продолжил: - Хорошо. Это не важно. Я
думал и вот что решил. Твоя проблема в другом. Я спросил: - Ну и в чем же?
В чем моя проблема, а? Мужчина как-то торопливо заулыбался, как будто
сдерживая свои желания или настоящие эмоции. И продолжил говорить: - Твоя
проблема в другом. Тот рассказ, что ты показывал мне. Я его читал, и это
действительно хороший рассказ. Но ты написал его недели три назад, да? - Две,
- сказал я. - Две недели назад. А ты считал, сколько книг прочитал с того
времени. Я задумался на несколько секунд. - Книг пять. Может быть,
шесть. - Вот. Это твоя проблема. Я сказал, что не вижу здесь никакой
проблемы. - Ты сопоставь свой рассказ и пять прочитанных книг. Я не писатель,
но и мне понятно, что тебе скоро крышка. Это же совершенно неравносильно,
неправильно. Ты загоняешь в голову такой объем информации и на выходе получаешь
какой-то рассказ страниц на десять. Тысяча страниц против десяти. Ты понимаешь?
Если в трубу подавать тысячу литров воды, а из крана сливать десять литров,
через несколько дней труба лопнет. Твоя литература лопнет. Понимаешь? Твоя
голова тоже. Я посмотрел на него, снова не понимая, говорит ли он
всерьез. - Какая дурацкая аналогия. Какие еще трубы? Мужчина посмотрел на
меня, торопливо улыбаясь. Он спросил: - Какие еще литературные клопы? Я
улыбнулся тоже и тоже спросил: - Какие еще бумажные грибки? Он вытащил из
шкафа несколько книг и кинул мне. - Открой, посмотри. Там на всех страницах
зеленый налет. Это книжный грибок. Он пожирает литературу. - Хорошо. Этот
зеленый налет я уже видел. Вчера, по-моему. Причем здесь трубы? И тысячи литров
воды? - Причем здесь литературные клопы? - спросил он. Я сказал, что уже
показывал ему этих клопов. И хотел показать след на полу от недавно
раздавленного, но ничего не осталось. Вместо раздавленного клопа лежала
какая-то тряпка. Я поднял ее, развернул. Это было отклеившееся лицо мужчины. Я
протянул тряпку мужчине. Он немного смутился, но взял и попытался приложить к
голове. Я сказал, что это бесполезно, потому что у него итак есть лицо,
видимо, точно такое же. Он еще больше смутился и замолчал. Минуты через две я
сказал: - Клопы помогают мне писать. Он изменился в лице, как-то в одно
мгновение забыв про тряпку. И я заметил, что тряпичного лица уже не было у него
руках. Он продолжил: - Ты говорил, что клопы не просто помогают. Что без них
ты бы вообще не смог бы писать. - Да. Мужчина подошел и сел на
кровать. - Я думаю, на этом мы и закончим, - сказал он. Я не понял, о чем
он говорит. - Что закончим? - Все эти полки в шкафу. Мы ведь не просто так
его разобрали. Они ненастоящие. Настоящие я выбросил на улицу. И вставил свои.
Они гораздо тоньше. И если ты полностью заставишь их книгами, полки
сломаются. - Ну и что? - спросил я. - Зачем вы это сделали? - Полки должны
символизировать твою голову. Способность воспринимать новые книги. Не забивай
полки полностью, или они не выдержат и сломаются. Твое сознание не выдержит и
сломается. Минуты две он молчал. Потом продолжил: - Где этот рассказ? Твой
последний рассказ? Не важно. Ты мало пишешь. Что ты читаешь - очень много
читаешь. Тысяча страниц против десяти. Это нормально, как ты считаешь? Я
ничего не ответил. Тогда мужчина встал с кровати, подошел к шкафу. Он взялся
обеими руками за полку и потянул вниз. Полка сломалась, и книги попадали на
пол. - Вот так примерно это и закончится, - сказал он. Я хотел спросить,
зачем он это сделал, но мужчина быстро вышел из комнаты. Встать с кровати и
догнать его я уже не мог. Какая-то не переваренная пища забурлила в животе,
стала подниматься вверх. Потом заболела голова. Черепная коробка как кастрюля
с кипящей похлебкой. Плавало мясо и разные приправы, которые кто-то накидал в
огромном количестве. Я хотел попробовать, попытался найти ложку. Минут через
пять я нашел какую-то завалившуюся за шкаф. Она была вся в пыли, но, я подумал,
если кипяток, то неважно. Опустил ложку в кастрюлю и вытащил небольшой кусок
мяса. Пар валил, как будто вся комната в тумане, и что-то еще загорелось. Я
оглянулся, чтобы посмотреть, откуда все это валит. А оказалось, окно было
открыто, и это снег забился в комнату и теперь таил. Здесь же испарялся,
наполняя комнату невообразимым количеством пара. Я проснулся, когда дворники
перестали скрести лопатами об асфальт. И несколько кровеносных сосудов в голове
лопнули от дикой усталости. Оказывается, я не спал две недели
подряд.
|